Спорт и физкультура в детском саду
Главная цель — научить ребёнка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания
Работа воспитателя — ведущая и объединяющая. Он координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей в течение всего времени их пребывания в детском саду. Именно воспитатель должен уделять больше времени проведению оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимых с учетом медицинских рекомендаций, «Листа здоровья» детей
Педагогами нашего ДОУ проводятся «Уроки здоровья», «Пятиминутки здоровья», «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Пятиминутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о пользе занятий физкультурой и спортом и др.
При организации физкультурно–оздоровительной работы используется индивидуальный подход. Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды
Правила проведения занятий
- Систематичность занятий физкультурой.
- Дозирование числа повторений физических упражнений.
- Постепенность наращивания длительности нагрузок.
- Разнообразие форм оздоровительной физической культуры.
- Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий.
- Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга.
В учреждении проводится систематическая профилактическая и физкультурно-оздоровительная работа. Педагоги используют разнообразные формы двигательной деятельности, что позволяет создать оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья воспитанников. Каждая из форм решает свои специальные задачи и имеет свою специфику:
- Организованная образовательная деятельность. Это основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям, является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков. Проводится как в помещении детского сада, так и на воздухе. Согласно действующих СанПиН организованная образовательная деятельность на воздухе в холодное время года проводится только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
- Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня. Обязательно включает в себя утреннюю гимнастику, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, минутки здоровья. Организация двигательной и игровой деятельности проводится с учетом режима дня, времени и предыдущей деятельности. Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
- Самостоятельная двигательная деятельность детей.
- Активный отдых. Представлен физкультурным и музыкальным видами досуга, днями здоровья.
- Совместная физкультурно-оздоровительная работа учреждения и семьи. Представлена работой родительского клуба «К здоровой семье через детский сад», организацией консультативно-просветительской работы, проведением совместных спортивных и физкультурных мероприятий и т.д.
В учреждении разработана модель двигательной активности детей, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года. Режим работы построен на равномерной нагрузке на дошкольников в течение дня.
Во всех возрастных группах ведутся паспорта здоровья, фиксирующие группу здоровья ребенка, заболевания, уровень физической подготовленности, физических качеств ребенка. Благодаря данным картам педагоги в своей деятельности учитывают особенности каждого ребенка, осуществляют своевременную и целесообразную коррекцию имеющихся нарушений.
Работа по укреплению здоровья воспитанников проводится путем реализации профилактической работы по предупреждению вирусных и других заболеваний. Усилено наблюдение за состоянием детей и сотрудников медицинскими работниками детского сада. Ежедневно проводится контроль температуры тела с использованием бесконтактных градусников: воспитанников – при «утреннем фильтре» и после дневного сна, сотрудников – в начале смены и по окончании рабочего времени с отметкой результатов в журнале осмотра. При приеме воспитанников проводится опрос родителей (законных представителей) на наличие признаков респираторных заболеваний у детей. В каждой группе, кабинетах специалистов имеются рециркуляторы для обеззараживания воздуха. Во всех помещениях учреждения систематически проводится проветривание согласно утвержденному графику. Обеспечены условия для соблюдения правил личной гигиены сотрудников и воспитанников: антибактериальное мыло для мытья рук, туалетная бумага, бумажные одноразовые полотенца, антисептические средства для обработки рук сотрудников, обеззараживающие салфетки для обработки рук детей.